Беспилотные іетатсльїшс аппараты
паратов попрограммс “Холод". Задачи исследований аналогичны поставленным перед ГЛЛ-8. Для испытаний предполагается использовать космическую ракету-носитель “Рокот”, созданную в Космическом центре им. М. В.р>ничсва. Информация по ГЛЛ “Игла” была представлена на авиакосмическом салоне МАКС-97.
Особо следует отмстить факт использования модифицированных боевых ракет для отработки маке того образца перепек іивиого гиперзвукового прямоточного двигателя. В конце 1970-х голов в СССР
была принята межведомственная программа “Xo.’ioji" по исследованию проблем применения жндководород — ного топлива в авиации. В рамках прої рамм ы предусматривалось создание і иперзвуковон летающей лаборатории с раке і нон системой выведения для испытания водородною ГПВРД (гнперзвуковон прямоточный ноздуш — но реактиви ын дв ш а тел ь) с тягой 300- 400 кг в реальных полетных условиях. Работы по проектированию ГПВРД, систем охлаждения, регулирования, питания двигателя и заправки ракеты жидким водородом велись в Цент
ральном институте авиационного моторостроения.
Опытный ГПВРД спроектирован и изготовлен Турасвским МКБ “Союз" . Бортовая система pci улировання подачи водорода в камеру сгорания по граекторнн полета представлена МАКБ “Темп". К разработкам и испытаниям были привлечены ЦАГИ. ВИАМ, ЛИИ, МОКБ “Горизонт”, НПО "Криотехника", полигонные службы Министерства обороны. Для заправки бортовой емкости ГЛЛ жидким водородом на стартовой позиции в полевых условиях в ЦИАМ был разработан передвижной заправочный комплекс на базе серийного заправщика ЦТВ-25/6.
Работы по модификации ракеты были выполнены МКБ “Факел”. Опытный двигатель, установленный в носовой час і и ракеты, имел диаметр 226 мм при длине 1200 мм. Все отсеки с экспериментальным оборудованием, баком жидкого кислорода, размещались за опытным двшатепем на месте штатных первого и второю отсеков ракеты типа 5В28.
28 ноября 1991 года па полигоне в Каэахстанебыло осуществлено первое в мире летное испытание гнперзву — кового П В РД на ГЛ Л ” X олод". В ходе непышной скорость звука была превышена в 6 раз, прсднолагасіся разої нать ракету’ при включенном ГПВРД до скорое ні ЮМ в ходе последующих испытаний. 17 ноября 1992 года проведены испытания двигателя по совмесшой программе исследований с французским центром ONER 4 (Office National d’Eludes ei de Recherches Aerospaiiales)
Болес ранние исследования характеристик летательных аппаратов и аэро термодинамические исследования при больших сверхзвуковых II гиперзвуковых скоросзях полета проводились с использованием нескольких типов зенитных ракет (в іелеметрнчсском варианте), велось создание специальных ракет.
Доработка зенитных ракет для размещения в головной части опытных образцов материалов или моделей перспективных летательных аппаратов позволила получить уникальные экспериментальные результаты Использование техники зенитно-ракетных комплексов, штатных и дополнительных радиолокационных средств позволило проводить траектор — ные измерения и определение полетных пара метров с высокой точносз ыо.
На МАКС-97 были представлены фотої рафии экспериментальных ра-
Характеристики ДПЛА — гиперзвуковых летающих лаборатории
Характеристики |
”Радуга-Д2" |
ГЭЛА (Х-90) |
ГЛЛ-8 |
ГЛЛ-9 |
"Игла" |
ВЛЛ-АС |
ЛЛ "Холод" |
.Разработчик |
МКБ "Радуга" |
ЛИИ ЦИАМ |
НПО Машиностроения |
ЛИИ |
|||
Состояние |
в разработке |
испытывается |
проходит испытания |
в разработке |
испытана |
||
Размеры, м: — длина — размах крыла |
11,67 3,00 |
около 12 6,8-7 |
8 |
9 |
6.0 |
7,0 |
|
Число ступеней |
1 |
1 |
1 (3 с носителем) |
1 |
2 |
||
Система управления |
инерциальная |
инерциальная н радно — командная |
инерциальная |
||||
Масса, кг: взлетная (стартовая) |
5800 |
2200 |
2200 |
2000 |
3500 |
||
Двигатель, тнп: |
(ГПВРД) |
ГПВРД |
ГПВРД |
ГПВРД |
ГПВРД |
ГПВРД |
ГПВРД |
— марка — тяга, кг Тип разгонного двигателя |
ЖРД |
РДТТ |
ПРДн ЖРД 5Д67 |
||||
Скорость. М: • маршевая |
3-6,3 |
4-5 |
6-14 |
5-14 |
5-15 |
2-10 |
|
Высота пуска, м Высота полета, м |
8000-14000 8000-14000 |
7000 7000-20000 |
20000-40000 |
20000-45000 |
20000-45000 |
20000-40000 |
до 40000 |
Тип ПУ (носитель) |
Ту-22МЗ |
Ту-95 (?) |
ракета-носитель "Рокот" |
МнГ-31 |
ПУ 5П72В |
||
Система посадки |
парашютная |
парашютная |
кет, предназначенных для проведения исследований на скоростях полета до ЮМ.
Двухступенчатые ракеты, созданные в 1960-1970-х годах с использованием стартового двигателя противоракеты В-1000, имели вторую ступень с твердотопливным двигателем (ракета ЭР-8, скорость полета до 8М) или с жидкостным маршевым двигателем (скорость полета ракеты до ЮМ). По всей видимости, опытные пуски ракет с исследуемыми моделями в носовой части производились на полигоне в пустыне Бетпак-Дала, где была развернута стрельбовая позиция экспериментального комплекса ПРО с пусковой установкой для ракет типа В-1000.
Для исследований при скоростях полетадо 5М использовались двухступенчатые твердотопливные ракеты иной конструкции.
В середине 1950-х годов в нескольких ОКБ разрабатывалась идея создания передвижных стартовых установок для взлета истребителей. Постановление СМ СССР о разработке "системы взлета без разбега” было принято в апреле 1955 года.
В ОКБ-155 главного конструктора
А. И.Микояна были разработаны самолет СМ-30 (вариант истребителя МиГ-19) и мобильная пусковая установка ПУ-30 (буксируемая автотягачем ЯАЗ-2Ю). Самолет для обеспе
чения безаэродромного взлета оснащался твердотопливным стартовым ускорителем ПРД-22 (тяга 40000 кг, время работы 2,5 с).
Первый взлет с ПУ-30 самолета СМ-30 был осуществлен осенью 1956
года в беспилотном варианте для проверки поведения самолета и его систем на взлете. С 13 апреля 1957 года производились взлеты самолета СМ-30 с установки ПУ-30 с участием пилота.