Беспилотные іетатсльїшс аппараты

Подпись: Беспилотный аппарат ГЛЛ-8 для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей (представлен на МАКС-97) і Подпись:Подпись:

паратов попрограммс “Холод". Зада­чи исследований аналогичны постав­ленным перед ГЛЛ-8. Для испытаний предполагается использовать косми­ческую ракету-носитель “Рокот”, созданную в Космическом центре им. М. В.р>ничсва. Информация по ГЛЛ “Игла” была представлена на авиа­космическом салоне МАКС-97.

Особо следует отмстить факт использования модифицированных боевых ракет для отработки ма­ке того образца перепек іивиого гиперзвукового прямоточного двига­теля. В конце 1970-х голов в СССР
была принята межведомственная программа “Xo.’ioji" по исследованию проблем применения жндководород — ного топлива в авиации. В рамках прої рамм ы предусматривалось созда­ние і иперзвуковон летающей лабора­тории с раке і нон системой выведения для испытания водородною ГПВРД (гнперзвуковон прямоточный ноздуш — но реактиви ын дв ш а тел ь) с тягой 300- 400 кг в реальных полетных условиях. Работы по проектированию ГПВРД, систем охлаждения, регулирования, питания двигателя и заправки ракеты жидким водородом велись в Цент­
ральном институте авиационного моторостроения.

Опытный ГПВРД спроектирован и изготовлен Турасвским МКБ “Со­юз" . Бортовая система pci улировання подачи водорода в камеру сгорания по граекторнн полета представлена МАКБ “Темп". К разработкам и испытаниям были привлечены ЦАГИ. ВИАМ, ЛИИ, МОКБ “Горизонт”, НПО "Криотехника", полигонные службы Министерства обороны. Для заправки бортовой емкости ГЛЛ жидким водородом на стартовой позиции в полевых условиях в ЦИАМ был разработан передвижной запра­вочный комплекс на базе серийного заправщика ЦТВ-25/6.

Работы по модификации ракеты были выполнены МКБ “Факел”. Опытный двигатель, установленный в носовой час і и ракеты, имел диаметр 226 мм при длине 1200 мм. Все отсеки с экспериментальным оборудованием, баком жидкого кислорода, разме­щались за опытным двшатепем на месте штатных первого и второю отсеков ракеты типа 5В28.

28 ноября 1991 года па полигоне в Каэахстанебыло осуществлено первое в мире летное испытание гнперзву — кового П В РД на ГЛ Л ” X олод". В ходе непышной скорость звука была превышена в 6 раз, прсднолагасіся разої нать ракету’ при включенном ГПВРД до скорое ні ЮМ в ходе последующих испытаний. 17 ноября 1992 года проведены испытания двигателя по совмесшой программе исследований с французским центром ONER 4 (Office National d’Eludes ei de Recherches Aerospaiiales)

Болес ранние исследования харак­теристик летательных аппаратов и аэро термодинамические исследова­ния при больших сверхзвуковых II гиперзвуковых скоросзях полета проводились с использованием нес­кольких типов зенитных ракет (в іелеметрнчсском варианте), велось создание специальных ракет.

Доработка зенитных ракет для размещения в головной части опыт­ных образцов материалов или моде­лей перспективных летательных аппа­ратов позволила получить уникаль­ные экспериментальные результаты Использование техники зенитно-ра­кетных комплексов, штатных и до­полнительных радиолокационных средств позволило проводить траектор — ные измерения и определение полет­ных пара метров с высокой точносз ыо.

На МАКС-97 были представлены фотої рафии экспериментальных ра-

Характеристики ДПЛА — гиперзвуковых летающих лаборатории

Характеристики

”Радуга-Д2"

ГЭЛА

(Х-90)

ГЛЛ-8

ГЛЛ-9

"Игла"

ВЛЛ-АС

ЛЛ

"Холод"

.Разработчик

МКБ

"Радуга"

ЛИИ

ЦИАМ

НПО Машино­строения

ЛИИ

Состояние

в разработке

испытывается

проходит испытания

в разработке

испытана

Размеры, м:

— длина

— размах крыла

11,67

3,00

около 12 6,8-7

8

9

6.0

7,0

Число ступеней

1

1

1 (3 с носителем)

1

2

Система управления

инерциальная

инерциальная н радно — командная

инерциальная

Масса, кг:

взлетная (стартовая)

5800

2200

2200

2000

3500

Двигатель, тнп:

(ГПВРД)

ГПВРД

ГПВРД

ГПВРД

ГПВРД

ГПВРД

ГПВРД

— марка

— тяга, кг

Тип разгонного двигателя

ЖРД

РДТТ

ПРДн ЖРД 5Д67

Скорость. М: • маршевая

3-6,3

4-5

6-14

5-14

5-15

2-10

Высота пуска, м Высота полета, м

8000-14000 8000-14000

7000

7000-20000

20000-40000

20000-45000

20000-45000

20000-40000

до 40000

Тип ПУ (носитель)

Ту-22МЗ

Ту-95 (?)

ракета-носитель "Рокот"

МнГ-31

ПУ 5П72В

Система посадки

парашютная

парашютная

Беспилотные іетатсльїшс аппаратыБеспилотные іетатсльїшс аппараты

кет, предназначенных для проведения исследований на скоростях полета до ЮМ.

Двухступенчатые ракеты, создан­ные в 1960-1970-х годах с исполь­зованием стартового двигателя проти­воракеты В-1000, имели вторую сту­пень с твердотопливным двигателем (ракета ЭР-8, скорость полета до 8М) или с жидкостным маршевым двига­телем (скорость полета ракеты до ЮМ). По всей видимости, опытные пуски ракет с исследуемыми моделями в носовой части производились на полигоне в пустыне Бетпак-Дала, где была развернута стрельбовая позиция экспериментального комплекса ПРО с пусковой установкой для ракет типа В-1000.

Для исследований при скоростях полетадо 5М использовались двухсту­пенчатые твердотопливные ракеты иной конструкции.

В середине 1950-х годов в нес­кольких ОКБ разрабатывалась идея создания передвижных стартовых установок для взлета истребителей. Постановление СМ СССР о разра­ботке "системы взлета без разбега” было принято в апреле 1955 года.

В ОКБ-155 главного конструктора

А. И.Микояна были разработаны самолет СМ-30 (вариант истребителя МиГ-19) и мобильная пусковая уста­новка ПУ-30 (буксируемая автотя­гачем ЯАЗ-2Ю). Самолет для обеспе­
чения безаэродромного взлета осна­щался твердотопливным стартовым ускорителем ПРД-22 (тяга 40000 кг, время работы 2,5 с).

Первый взлет с ПУ-30 самолета СМ-30 был осуществлен осенью 1956

года в беспилотном варианте для проверки поведения самолета и его систем на взлете. С 13 апреля 1957 года производились взлеты самолета СМ-30 с установки ПУ-30 с участием пилота.